|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрена на заседании |
|
Принята |
|
Утверждена приказом |
школьного методического |
|
педагогическим советом |
|
Директор школы |
объединения учителей естественных и общественных дисциплин |
|
|
|
____________ Л.Ф. Бабкина |
Протокол № 1 |
|
Протокол № 17 |
|
Приказ № 527 |
от 28 августа 2024 года |
|
от 30 августа 2024 года |
|
от 2 сентября 2024 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Трудные вопросы истории»
для обучающихся 10классов
поселок Орловский
2024 год
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ»
Изучение курса «Трудные вопросы изучения истории России» дополняет и углубляет
учебный предмет «История», помогая реализации воспитания учащихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами. Курс
в полной мере позволяет развить способности учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи
и взаимообусловленности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация
знаний, создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное
рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской
работы трудных вопросов истории России.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических
задач:
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение курса
«Трудные вопросы изучения истории» учебным планом: на базовом уровне в 11 классе по 1
учебному часу в неделю при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический
фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой
политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского
государства. Начало династии Рюриковичей.
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси
как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. Русь в социальнополитическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская
культура. Формирование единого культурного пространства. Русь в средние века
3. Исторический выбор Александра Невского. Внешняя политика русских земель -
самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после
монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена
крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда:
государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие
цивилизаций.
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких
полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного
казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее
причинах и характере. Российское государство в XVII – XVIII вв.
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. Избрание на царство
Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к
«семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в
XVIII в. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны.
Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия). Смоленская война.
Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации,
распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты.
Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах
империи. Ликвидация украинского гетманства.
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России
(крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Начало
закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения
Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы.
Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения.
Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм»,
его особенности в России.
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль
государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма.
Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям.
Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти
XVIII в. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Российское государство в XVIII в.
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти
большевиков и их победы в Гражданской войне. Война как революционизирующий фактор.
Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма
власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения.
Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской
войне.
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и
преобразований в сфере культуры. Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки,
середняки и бедняки. Голод в СССР в 1932-1933 гг. создание новых отраслей
промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение
цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного
начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров.
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка. Образование СССР.
Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная
революции и ее особенности в национальных регионах.
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и
единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. Партийные органы как инструмент
сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики
его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза
международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя
война».
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Массовые преступления
гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения.
Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы.
15. Оценка СССР в условиях «холодной войны». Истоки «холодной войны». Эйфория
Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и
«План Маршалла».
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Начало критики
сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной
программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в
СССР. Массовое жилищное строительство.
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема
«неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика
разрядки.
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. Нарастание
кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Реформы в
экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней
политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных
движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе
1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг.
(«шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в
политических схватках 1990-х гг. Начало радикальных экономических преобразований.
Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России.
Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его
последствия. Российская многопартийность.
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы
России в 2000-е гг. Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной
экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимание значимости России в мировых политических и социально экономических процессах, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение основных событий Российской истории, значение научно технологических успехов.
2) Знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие нашего государства.
3) Умение составлять описание в устной и письменной форме исторических событий,
явлений, процессов истории России и их участников, образа жизни людей и его изменения;
формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов.
4) Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов;
систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.
5) Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́ е связи
исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги.
6) Умение критически анализировать для решения познавательной задачи
исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по
истории России, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим
периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками.
7) Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации по истории России в справочной литературе, сети Интернет,
средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и
достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.
8) Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации,
в том числе исторические карты/схемы, по истории России; сопоставлять информацию,
представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм.
9) Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; проявление уважения к историческому наследию народов России.
10) Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа
при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.
11) Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России; выдающихся
деятелей отечественной; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
Работа в группах
Самостоятельная работа
Практическая работа
Наблюдение и анализ исторических событий
Работа с картой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Славяне в 5-8 веке. Проблемы этногенеза славян |
|||||
1 |
Происхождение славян. |
1 |
|
|
|
2 |
Различные точки зрения на этногенез славян. |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
2 |
|
|||
Трудные вопросы по истории Киевской Руси |
|||||
1 |
Образование государства у восточных славян. Нормандская и |
1 |
|
|
|
2 |
Развитие феодальных отношений. |
1 |
|
|
|
3 |
Причины возникновения государства. |
1 |
|
|
|
4 |
Существование древнерусской народности и восприятие наследия |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
4 |
|
|||
Русь удельная. |
|||||
1 |
Причины и характер феодальной раздробленности. |
1 |
|
|
|
2 |
Отношения между Русью и Ордой. |
1 |
|
|
|
3 |
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских |
1 |
|
|
|
4-5 |
Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей. |
2 |
|
|
|
Итого по разделу |
5 |
|
|||
Русь Московская |
|||||
1 |
Характер Московского государства. |
1 |
|
|
|
2-3 |
Роль Ивана Грозного в российской истории. |
2 |
|
|
|
4 |
Оценка опричнины. |
1 |
|
|
|
5 |
Попытка ограничения власти главы государства в период |
1 |
|
|
|
6 |
Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых |
1 |
|
|
|
7 |
Присоединение Украины к России (причины и последствия.) |
1 |
|
|
|
8 |
Присоединение Украины к России (причины и последствия.) |
1 |
|
|
|
9 |
Фундаментальные особенности социального и экономического строя |
1 |
|
|
|
10 |
Фундаментальные особенности политического строя в сравнении с |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
10 |
|
|||
Российская империя |
|||||
1 |
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. |
1 |
|
|
|
2 |
Сущность политики просвещенного абсолютизма. |
1 |
|
|
|
3 |
Последствия политики просвещенного абсолютизма. |
1 |
|
|
|
4 |
Оценка внутренней политики Александра I. |
1 |
|
|
|
5 |
Оценка внутренней политики Николая I. |
1 |
|
|
|
6 |
Оценка внутренней политики АлександраII. |
1 |
|
|
|
7 |
Оценка внутренней политики АлександраIII. |
1 |
|
|
|
8 |
Характер общественного движения 19-20 века оценка его роли в |
1 |
|
|
|
9 |
Оценка роли России в системе международных отношений в 19-20 веке. |
1 |
|
|
|
10 |
Характер национальной политики самодержавия и ее оценка. |
1 |
|
|
|
11 |
Оценка уровня развития Российской империи в начале 20 века. |
1 |
|
|
|
12 |
Проблемы развития хозяйства страны. Проблемы промышленности и сельского хозяйства. |
1 |
|
|
|
13 |
Причины, последствия и оценка падения монархии в России. |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
13 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Происхождение славян. |
1 |
|
|
2.09.2024 |
|
2 |
Различные точки зрения на этногенез славян. |
1 |
|
|
6.09.2024 |
|
3 |
Образование государства у восточных славян. Нормандская и |
1 |
|
|
9.09.2024 |
|
4 |
Развитие феодальных отношений. |
1 |
|
|
13.09.2024 |
|
5 |
Причины возникновения государства. |
1 |
|
|
16.09.2024 |
|
6 |
Существование древнерусской народности и восприятие наследия |
1 |
|
|
20.09.2024 |
|
7 |
Причины и характер феодальной раздробленности. |
1 |
|
|
23.09.2024 |
|
8 |
Отношения между Русью и Ордой. |
1 |
|
|
27.09.2024 |
|
9 |
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских |
1 |
|
|
30.09.2024 |
|
10 |
Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей. |
1 |
|
|
4.10.2024 |
|
11 |
Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей. |
1 |
|
|
7.10.2024 |
|
12 |
Характер Московского государства. |
1 |
|
|
11.10.2024 |
|
13 |
Роль Ивана Грозного в российской истории. |
1 |
|
|
14.10.2024 |
|
14 |
Роль Ивана Грозного в российской истории. |
1 |
|
|
18.10.2024 |
|
15 |
Оценка опричнины. |
1 |
|
|
21.10.2024 |
|
16 |
Попытка ограничения власти главы государства в период |
1 |
|
|
25.10.2024 |
|
17 |
Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых |
1 |
|
|
8.11.2024 |
|
18 |
Присоединение Украины к России (причины и последствия.) |
1 |
|
|
11.11.2024 |
|
19 |
Присоединение Украины к России (причины и последствия.) |
1 |
|
|
15.11.2024 |
|
20 |
Фундаментальные особенности социального и экономического строя России. |
1 |
|
|
18.11.2024 |
|
21 |
Фундаментальные особенности политического строя в сравнении с |
1 |
|
|
22.11.2024 |
|
22 |
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. |
1 |
|
|
25.11.2024 |
|
23 |
Сущность политики просвещенного абсолютизма. |
1 |
|
|
29.11.2024 |
|
24 |
Последствия политики просвещенного абсолютизма. |
1 |
|
|
2.12.2024 |
|
25 |
Оценка внутренней политики Александра I. |
1 |
|
|
6.12.2024 |
|
26 |
Оценка внутренней политики Николая I. |
1 |
|
|
9.12.2024 |
|
27 |
Оценка внутренней политики АлександраII. |
1 |
|
|
13.12.2024 |
|
28 |
Оценка внутренней политики АлександраIII. |
1 |
|
|
16.12.2024 |
|
29 |
Характер общественного движения 19-20 века оценка его роли в |
1 |
|
|
20.12.2024 |
|
30 |
Оценка роли России в системе международных отношений в 19-20 веке. |
1 |
|
|
23.12.2024 |
|
31 |
Характер национальной политики самодержавия и ее оценка. |
1 |
|
|
27.12.2024 |
|
32 |
Оценка уровня развития Российской империи в начале 20 века. |
1 |
|
|
28.12.2024 |
|
33 |
Проблемы развития хозяйства страны. Проблемы промышленности и сельского хозяйства. |
1 |
|
|
10.01.2025 |
|
34 |
Причины, последствия и оценка падения монархии в России. |
1 |
|
|
13.01.2025 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
0 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ- начало ХХ в.; Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2000.
2. Ионов И.Н. , Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу "Российская цивилизация. IX- начало XX века".М., 2001.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1990.
4. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997. Вернадский Г.В.Русская история. Учебник. М., 1997.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9-тт. М., 1990.
7. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998.
8. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
9. Пушкин С.Н. Цивилизация на Руси: зарождение, становление, своеобразие. Учебное пособие. Н.Новгород, 1998.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ