|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
(МБОУ ОСОШ № 1)
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей естественных и общественных дисциплин Протокол № 1 от 28 августа 2024 года |
Принята педагогическим советом Протокол № 17 от 30 августа 2024 года |
Утверждена приказом директора школы ________Л.Ф. Бабкина Приказ № 527 от 2 сентября 2024 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4391452)
учебного предмета «География. Базовый уровень»
для обучающихся 10 –11 классов
посёлок Орловский
2024 года
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции развития географического образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:
География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Формы текущего контроля:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 КЛАСС
Раздел 1. География как наука
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат географических исследований.
Тема 2. Географическая культура. Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных профессий.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования).
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение – его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства.
Тема 2. Классификации и типология стран мира. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств мира, унитарное и федеративное и государственное устройство.
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её направления в странах различных типов воспроизводства населения.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения. Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство:определение и состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда.
Практическая работа
1. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.
Тема 2. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики.
Тема 3. География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика». Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и цветных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия».
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм.
11 КЛАСС
Раздел 6. Регионы и страны
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии).
Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира. Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях.
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её возникновения.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
Базовые исследовательские действия:
Работа с информацией:
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
Совместная деятельность:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
Самоконтроль:
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
Принятие себя и других:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии на базовом уровне должны отражать:
10 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества:
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства:
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том числе между глобальным изменением климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их влияния на окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические беженцы», расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика», «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников:
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в том числе:
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов:
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне;
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определение роли географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества:
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства:
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий:
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов:
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников:
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в странах мира:
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов:
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем:
10 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА |
|||||
1.1 |
Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы |
1 |
|
|
|
1.2 |
Географическая культура |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
2 |
|
|||
Раздел 2. Раздел. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ |
|||||
2.1 |
Географическая среда |
1 |
|
|
|
2.2 |
Естественный и антропогенный ландшафты |
1 |
|
0.5 |
|
2.3 |
Проблемы взаимодействия человека и природы |
2 |
|
0.5 |
|
2.4 |
Природные ресурсы и их виды |
2 |
|
1 |
|
|
Обобщение |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
7 |
|
|||
Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА |
|||||
3.1 |
Политическая география и геополитика |
1 |
|
|
|
3.2 |
Классификации и типология стран мира |
2 |
|
|
|
Итого по разделу |
3 |
|
|||
Раздел 4. НАСЕЛЕНИЕ МИРА |
|||||
4.1 |
Численность и воспроизводство населения |
2 |
|
1 |
|
4.2 |
Состав и структура населения |
2 |
|
1 |
|
4.3 |
Размещение населения |
2 |
|
0.5 |
|
4.4 |
Качество жизни населения |
1 |
|
0.5 |
|
Итого по разделу |
7 |
|
|||
Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО |
|||||
5.1 |
Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда |
2 |
|
0.5 |
|
5.2 |
Международная экономическая интеграция |
1 |
|
|
|
5.3 |
География главных отраслей мирового хозяйства. Промышленность мира |
6 |
|
0.5 |
|
5.4 |
Сельское хозяйство мира |
2 |
|
0.5 |
|
5.5 |
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт |
3 |
|
|
|
|
Обобщение |
1 |
|
|
|
Итого по разделу |
15 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
6.5 |
|
11 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА |
|||||
1.1 |
Регионы мира. Зарубежная Европа |
6 |
|
1 |
|
1.2 |
Зарубежная Азия |
7 |
|
0.5 |
|
1.3 |
Америка |
6 |
|
0.5 |
|
1.4 |
Африка |
5 |
|
0.5 |
|
1.5 |
Австралия и Океания |
2 |
|
|
|
1.6 |
Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира |
3 |
|
1 |
|
Итого по разделу |
29 |
|
|||
Раздел 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА |
|||||
2.1 |
Глобальные проблемы человечества |
5 |
|
0.5 |
|
Итого по разделу |
5 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
4 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 «А» КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Примечание |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||||
1 |
Традиционные и новые методы исследований в географии. Источники географической информации |
1 |
|
|
05.09.2024 |
|
|
2 |
Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий |
1 |
|
|
12.09.2024 |
|
|
3 |
Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда |
1 |
|
|
19.09.2024 |
|
|
4 |
Естественный и антропогенный ландшафты. Практическая работа №1 «Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации» |
1 |
|
0.5 |
26.09.2024 |
|
|
5 |
Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные явления, климатические изменения, их последствия |
1 |
|
|
03.10.2024 |
|
|
6 |
Стратегия устойчивого развития. ООПТ. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическая работа №2 «Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования» |
1 |
|
0.5 |
10.10.2024 |
|
|
7 |
Природные ресурсы и их виды. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа №3 «Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации» |
1 |
|
0.5 |
17.10.2024 |
|
|
8 |
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Практическая работа №4 «Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов» |
1 |
|
0.5 |
24.10.2024 |
|
|
9 |
Обобщение знаний по разделу «География как наука. Природопользование и геоэкология» |
1 |
|
|
07.11.2024 |
|
|
10 |
Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства. ПГП. Специфика России как евразийского и приарктического государства |
1 |
|
|
14.11.2024 |
|
|
11 |
Основные типы стран: критерии их выделения |
1 |
|
|
21.11.2024 |
|
|
12 |
Формы правления государств мира, унитарное и федеративное устройство. |
1 |
|
|
28.11.2024 |
|
|
13 |
Численность населения мира. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы. Практическая работа №5 «Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира» |
1 |
|
0.5 |
05.12.2024 |
|
|
14 |
Демографическая политика и её направления. Теория демографического перехода. Практическая работа №6 «Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения» |
1 |
|
0.5 |
12.12.2024 |
|
|
15 |
Возрастной и половой состав населения мира. Практическая работа №7 «Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид» |
1 |
|
0.5 |
19.12.2024 |
|
|
16 |
Структура занятости населения. Этнический и религиозный состав населения. Религии. География культуры в системе географических наук. Практическая работа №8 «Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации» |
1 |
|
0.5 |
26.12.2024 |
|
|
17 |
Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. |
1 |
|
|
09.01.2025 |
|
|
18 |
Расселение населения: типы и формы. Урбанизация. Городские агломерации и мегалополисы мира. Практическая работа №9 «Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных» |
1 |
|
0.5 |
16.01.2025 |
|
|
19 |
Качество жизни населения, показатели. ИЧР. Практическая работа №10 «Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации» |
1 |
|
0.5 |
23.01.2025 |
|
|
20 |
Мировое хозяйство: определение и состав. Отраслевая, территориальная и функциональная структура |
1 |
|
|
30.01.2025 |
|
|
21 |
МГРТ. Отрасли международной специализации. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в МГРТ. Практическая работа №11 «Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран» |
1 |
|
0.5 |
06.02.2025 |
|
|
22 |
МЭИ. Крупнейшие международные отраслевые и региональные интеграционные группировки. Роль ТНК в современной мировой экономике |
1 |
|
|
13.02.2025 |
|
|
23 |
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля |
1 |
|
|
20.02.2025 |
|
|
24 |
ТЭК мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности |
1 |
|
|
27.02.2025 |
|
|
25 |
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Роль России. Практическая работа №12 «Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире» |
1 |
|
0.5 |
06.03.2025 |
|
|
26 |
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции чёрных и цветных металлов |
1 |
|
|
13.03.2025 |
|
|
27 |
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники |
1 |
|
|
20.03.2025 |
|
|
28 |
Химическая промышленность. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции. Лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны - производители продукции и влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду |
1 |
|
|
03.04.2025 |
|
|
29 |
Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство |
1 |
|
|
10.04.2025 |
|
|
30 |
Растениеводство и животноводство. География. Ведущие экспортёры и импортёры. Влияние на окружающую среду. Практическая работа №13 «Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия» |
1 |
|
0.5 |
17.04.2025 |
|
|
31 |
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные узлы |
1 |
|
|
24.04.2025 |
|
|
32 |
Мировая система НИОКР |
1 |
|
|
08.05.2025 |
|
|
33 |
Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм |
1 |
|
|
15.05.2025 |
|
|
34 |
Обобщение по теме «География главных отраслей мирового хозяйства» |
1 |
|
|
22.05.2025 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
|
6.5 |
|
|
11 «А» КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
Примечание |
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||||
1 |
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Зарубежная Европа: состав, общая характеристика. Геополитические проблемы региона |
1 |
|
|
04.09.2024 |
|
|
2 |
Западная Европа. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегиона |
1 |
|
|
11.09.2024 |
|
|
3 |
Северная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона |
1 |
|
|
18.09.2024 |
|
|
4 |
Южная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона |
1 |
|
|
25.09.2024 |
|
|
5 |
Восточная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона |
1 |
|
|
02.10.2024 |
|
|
6 |
Практическая работа №1 «Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации» |
1 |
|
1 |
09.10.2024 |
|
|
7 |
Зарубежная Азия: состав, общая экономико-географическая характеристика. Юго-Западная Азия. Иран: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы |
1 |
|
|
16.10.2024 |
|
|
8 |
Южная Азия. Индия: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы |
1 |
|
|
23.10.2024 |
|
|
9 |
Центральная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы |
1 |
|
|
06.11.2024 |
|
|
10 |
Юго-Восточная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы |
1 |
|
|
13.11.2024 |
|
|
11 |
Восточная Азия. Китай: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы. Практическая работа №2 «Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции» |
1 |
|
0.5 |
20.11.2024 |
|
|
12 |
Восточная Азия. Япония: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы |
1 |
|
|
27.11.2024 |
|
|
13 |
Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии). Обобщение по темам «Зарубежная Европа» и «Зарубежная Азия» |
1 |
|
|
04.12.2024 |
|
|
14 |
Америка. Субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка: общая экономико-географическая характеристика |
1 |
|
|
11.12.2024 |
|
|
15 |
Субрегионы Америки. Особенности природно-ресурсного капитала, населенизя и хозяйства |
1 |
|
|
18.12.2024 |
|
|
16 |
США: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы |
1 |
|
|
25.12.2024 |
|
|
17 |
Канада: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы |
1 |
|
|
15.01.2025 |
|
|
18 |
Мексика: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы |
1 |
|
|
22.01.2025 |
|
|
19 |
Бразилия: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы. Практическая работа №3 «Особенности территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт» |
1 |
|
0.5 |
29.01.2025 |
|
|
20 |
Африка: состав (субрегионы), общая экономико-географическая характеристика. Особенности. Экономические и социальные проблемы субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африке. |
1 |
|
|
05.02.2025 |
|
|
21 |
Северная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Алжира и Египта |
1 |
|
|
12.02.2025 |
|
|
22 |
Южная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства ЮАР |
1 |
|
|
19.02.2025 |
|
|
23 |
Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Нигерии. Практическая работа №4 «Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии» |
1 |
|
0.5 |
26.02.2025 |
|
|
24 |
Обобщающее повторение по темам «Америка» и «Африка» |
1 |
|
|
05.03.2025 |
|
|
25 |
Австралия и Океания: особенности ГП Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства . Место в МГРТ |
1 |
|
|
12.03.2025 |
|
|
26 |
Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства.Место в МГРТ |
1 |
|
|
19.03.2025 |
|
|
27 |
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество |
1 |
|
|
02.04.2025 |
|
|
28 |
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития экономики России |
1 |
|
|
09.04.2025 |
|
|
29 |
Практическая работа №5 «Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях» |
1 |
|
1 |
16.04.2025 |
|
|
30 |
Группы глобальных проблем. Геополитические проблемы |
1 |
|
|
23.04.2025 |
|
|
31 |
Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества |
1 |
|
|
30.04.2025 |
|
|
32 |
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека |
1 |
|
|
07.05.2025 |
|
|
33 |
Взаимосвязь глобальных проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения. Роль России в их решении. Практическая работа №6 «Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении» |
1 |
|
0.5 |
14.05.2025 |
|
|
34 |
Обобщение знаний по теме «Глобальные проблемы человечества» |
1 |
|
|
21.05.2025 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
3.5 |
|
|
11 «Б» КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
Примечание |
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||||
1 |
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Зарубежная Европа: состав, общая характеристика. Геополитические проблемы региона |
1 |
|
|
06.09.2024 |
|
|
2 |
Западная Европа. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегиона |
1 |
|
|
13.09.2024 |
|
|
3 |
Северная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона |
1 |
|
|
20.09.2024 |
|
|
4 |
Южная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона |
1 |
|
|
27.09.2024 |
|
|
5 |
Восточная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона |
1 |
|
|
04.10.2024 |
|
|
6 |
Практическая работа №1 «Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации» |
1 |
|
1 |
11.10.2024 |
|
|
7 |
Зарубежная Азия: состав, общая экономико-географическая характеристика. Юго-Западная Азия. Иран: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы |
1 |
|
|
18.10.2024 |
|
|
8 |
Южная Азия. Индия: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы |
1 |
|
|
25.10.2024 |
|
|
9 |
Центральная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы |
1 |
|
|
08.11.2024 |
|
|
10 |
Юго-Восточная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы |
1 |
|
|
15.11.2024 |
|
|
11 |
Восточная Азия. Китай: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы. Практическая работа №2 «Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции» |
1 |
|
0.5 |
22.11.2024 |
|
|
12 |
Восточная Азия. Япония: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы |
1 |
|
|
29.11.2024 |
|
|
13 |
Резервный урок. Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии). Обобщение по темам: Зарубежная Европа. Зарубежная Азия |
1 |
|
|
06.12.2024 |
|
|
14 |
Америка. Субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка: общая экономико-географическая характеристика |
1 |
|
|
13.12.2024 |
|
|
15 |
Субрегионы Америки. Особенности природно-ресурсного капитала, населенизя и хозяйства |
1 |
|
|
20.12.2024 |
|
|
16 |
США: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы |
1 |
|
|
27.12.2024 |
|
|
17 |
Канада: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы |
1 |
|
|
10.01.2025 |
|
|
18 |
Мексика: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы |
1 |
|
|
17.01.2025 |
|
|
19 |
Бразилия: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы. Практическая работа №3 «Особенности территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт» |
1 |
|
0.5 |
24.01.2025 |
|
|
20 |
Африка: состав (субрегионы), общая экономико-географическая характеристика. Особенности. Экономические и социальные проблемы субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африке. |
1 |
|
|
31.01.2025 |
|
|
21 |
Северная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Алжира и Египта |
1 |
|
|
07.02.2025 |
|
|
22 |
Южная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства ЮАР |
1 |
|
|
14.02.2025 |
|
|
23 |
Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Нигерии. Практическая работа №4 «Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии» |
1 |
|
0.5 |
21.02.2025 |
|
|
24 |
Обобщающее повторение по темам «Америка» и «Африка» |
1 |
|
|
28.02.2025 |
|
|
25 |
Австралия и Океания: особенности ГП Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства . Место в МГРТ |
1 |
|
|
07.03.2025 |
|
|
26 |
Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства.Место в МГРТ |
1 |
|
|
14.03.2025 |
|
|
27 |
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество |
1 |
|
|
21.03.2025 |
|
|
28 |
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития экономики России |
1 |
|
|
04.04.2025 |
|
|
29 |
Практическая работа №5 «Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях» |
1 |
|
1 |
11.04.2025 |
|
|
30 |
Группы глобальных проблем. Геополитические проблемы |
1 |
|
|
18.04.2025 |
|
|
31 |
Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества |
1 |
|
|
25.04.2025 |
|
|
32 |
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека |
1 |
|
|
16.05.2025 |
|
|
33 |
Взаимосвязь глобальных проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения. Роль России в их решении. Практическая работа №6 «Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении» |
1 |
|
0.5 |
23.05.2025 |
|
|
34 |
Обобщение знаний по теме «Глобальные проблемы человечества» |
1 |
|
|
28.05.2025 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
3.5 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ