|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 (МБОУ ОСОШ № 1)
ПРИКАЗ
13 декабря 2021 года № 683
п. Орловский
Об утверждении Программы целевой модели наставничества, Положения о реализации Программы целевой модели наставничества и Дорожной карты внедрения целевой модели наставничества
в МБОУ ОСОШ № 1
В соответствии с приказом школы от 09.12.2021 № 682 «Об организации работы по внедрению методологии (целевой модели) наставничества в МБОУ ОСОШ № 1,
Приказываю:
Директор школы Л.Ф. Бабкина
С приказом ознакомлены:
№ |
Ф.И.О. |
Должность |
Подпись работника |
|
Агафонова Елена Юрьевна |
учитель |
|
|
Александровская Анна Александровна |
учитель |
|
|
Александровская Наталья Евгеньевна |
учитель |
|
|
Астахова Маргарита Сергеевна |
заместитель |
|
|
Астахова Татьяна Викторовна |
учитель |
|
|
Базурин Юрий Сергеевич |
заместитель |
|
|
Базурина Галина Леонидовна |
учитель |
|
|
Белая Ольга Викторовна |
учитель |
|
|
Белодедова Светлана Анатольевна |
учитель |
|
|
Бенько Надежда Николаевна |
учитель |
|
|
Богомолова Наталья Петровна |
учитель |
|
|
Бочарова Елена Павловна |
учитель |
|
|
Быкадорова Елена Сергеевна |
учитель |
|
|
Васильева Ирина Владимировна |
учитель |
|
|
Галиченко Алексей Анатольевич |
учитель |
|
|
Головко Наталия Юрьевна |
учитель |
|
|
Головко Юрий Петрович |
учитель |
|
|
Голубова Светлана Ивановна |
заместитель |
|
|
Гуляева Светлана Владимировна |
учитель |
|
|
Даниленко Виктория Витальевна |
учитель |
|
|
Дроздова Анна Николаевна |
старший вожатый |
|
|
Завьялова Наталья Ивановна |
учитель |
|
|
Иванова Оксана Ивановна |
учитель |
|
|
Калмыкова Оксана Андреевна |
учитель |
|
|
Климовцова Оксана Васильевна |
заместитель |
|
|
Кожадеев Юрий Николаевич |
учитель |
|
|
Кожухова Светлана Викторовна |
учитель |
|
|
Кубанцев Сергей Владимирович |
учитель |
|
|
Леконцева Анна Сергеевна |
учитель |
|
|
Луговая Анна Алексеевна |
учитель |
|
|
Магомедов Баганд Магомедович |
учитель |
|
|
Мальцева Алена Александровна |
учитель |
|
|
Манойленко Татьяна Александровна |
учитель |
|
|
Михайлюк Татьяна Павловна |
учитель |
|
|
Подкопаева Инна Николаевна |
учитель |
|
|
Полывянная Елена Сергеевна |
учитель |
|
|
Попельнухина Елена Николаевна |
учитель |
|
|
Прищепина Ольга Михайловна |
учитель |
|
|
Прытова Антонина Ивановна |
учитель |
|
|
Работа Ариадна Сергеевна |
учитель |
|
|
Раковская Лидия Николаевна |
учитель |
|
|
Росликова Лидия Николаевна |
учитель |
|
|
Самойленко Светлана Николаевна |
учитель |
|
|
Симонова Валентина Владимировна |
учитель |
|
|
Склярова Татьяна Викторовна |
учитель |
|
|
Степаненко Татьяна Федоровна |
учитель |
|
|
Фирсов Александр Николаевич |
учитель |
|
|
Христофоренко Дмитрий Сергеевич |
преп. - организатор |
|
|
Швыдких Лариса Александровна |
учитель |
|
|
Шипилова Равшана Анваровна |
старший вожатый |
|
|
Шлякова Оксана Васильевна |
учитель |
|
|
Юрченко Лариса Александровна |
учитель |
|
Приложение № 1
к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Орловской средней общеобразовательной школы №1
от 13 декабря 2021 года № 683
Программа целевой модели наставничества
в МБОУ ОСОШ № 1
Настоящая целевая модель наставничества МБОУ ОСОШ № 1, осуществляющего общеобразовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее – целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ ОСОШ № 1.
Создание целевой модели наставничества МБОУ ОСОШ № 1 позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывая потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находится в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемого результата.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник организации, осуществляющих деятельность по образовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, результатов и процессов необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнение, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга-кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Нормативно правовые акты международного уровня:
Нормативно правовые акты Российской Федерации:
Нормативно правовые акты МБОУ ОСОШ № 1:
Уровни структуры |
Направления деятельности. |
Комитет по молодежной политике Ростовской области. |
|
ГБУ дополнительного образования Ростовской области, и Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. |
|
Управление образования Орловского района. |
|
МБОУ ОСОШ № 1 |
|
Куратор целевой модели наставничества МБОУ ОСОШ № 1 |
|
Ответственные лица за направления форм наставничества |
Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль за реализацией. |
Наставники и наставляемые |
Модели форм наставничества.
|
Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагога и подростков-будущих участников программы.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
МБОУ ОСОШ № 1
Этапы |
Мероприятия |
Результаты |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
|
Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. |
Формирование базы наставляемых |
|
Формированные база наставляемых с картой запросов. |
Формирование базы наставников |
|
Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
Отбор и обучение наставников |
|
|
Организация хода наставнической программы |
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает:
|
Мониторинг:
|
Завершение программы наставничества |
|
Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. |
Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.
Исходя из образовательных потребностей МБОУ ОСОШ № 1 в данной целевой модели наставничества рассматриваются две формы наставничества: «Ученик-ученик», «Учитель-учитель».
Цель: разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
Результат:
Характеристика участников формы наставничества «Ученик-ученик»
Наставник |
Наставляемый |
|
Кто может быть. |
Пассивный |
Активный |
|
Социально и ценностно-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. |
Обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. |
Возможные варианты программы наставничества «Ученик-ученик»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Успевающий-неуспевающий» |
Достижение лучших образовательных результатов |
«Лидер-пассивный» |
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с коммуникационных, творческих, лидерских навыков. |
«Равный-равному» |
Обмен навыками для достижения целей. |
«Адаптированный-неадаптированный» |
Адаптация к новым условиям обучения. |
Схема реализации формы наставничества «Ученик-ученик»
Этапы реализации |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Ученик-ученик». |
Ученическая конференция |
Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества. |
Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Обучение проводится куратором. |
Проводить отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. |
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. |
После личных встреч, обсуждение вопросов. Назначения куратором. |
Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышение мотивации и осознанности. |
Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости. |
Рефлексия реализации форм наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу. |
Поощрение на ученической конференции. |
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющие реализовать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
Результат:
Характеристика участников формы наставничества
«Учитель-учитель»
Наставник |
Наставляемый |
||
Молодой специалист |
Педагог |
||
|
Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. |
Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представления о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
|
Типы наставников |
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. |
||
Наставник-консультант |
Наставник-предметник
|
||
Создание комфортных условий для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. |
Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавание отдельных дисциплин. |
Возможные варианты программы наставничества
«Учитель-учитель»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Опытный педагог-молодой специалист» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
«Опытный классный руководитель-молодой специалист» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классом коллективом и закрепление на месте работы. |
«Лидер педагогического сообщества-педагог, испытывающий проблемы» |
Реализация психоэмоциональной поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«педагог новатор-консервативный педагог» |
Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
«Опытный предметник-неопытный предметник» |
Методическая поддержка по конкретному предмету. |
Схема реализации форм наставничества «Учитель-учитель»
Этапы реализации |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель-учитель». |
Педагогический совет. Методический совет. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. |
Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Проводиться при необходимости. |
Проводить отбор педагогов, испытывающих профессиональные проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. |
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. |
После встреч, обсуждение вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. |
Тестирование. Проведение мастер-классов, открытых уроков. |
Рефлексия реализации форм наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. |
Поощрение на педагогическом совете или методический совет школы. |
Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.
Результат:
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
|
|
Наставник |
|
|
|
|
|
Наставляемый |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Кто может быть. |
|
|
|
|
|
Активный |
|
|
|
Пассивный |
|
|
|
|
||||||||||||||||
- |
Неравнодушный профессионал с |
|
Социально |
|
активный |
|
Плохо |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
большим (от 5 лет) опытом |
|
|
школьник |
с |
особыми |
|
мотивированный, |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
работы с высокой квалификацией. |
|
образовательными |
|
|
дезориентированный |
|
|||||||||||||||||||||||
- |
Активная жизненная позиция. |
|
потребностями, |
|
|
|
школьник, не имеющий |
|
||||||||||||||||||||||
- |
Обладает развитыми |
|
|
мотивированный |
к |
|
желания |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
коммуникативными навыками, |
|
расширению |
|
круга |
|
самостоятельно |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
гибкостью в общении, умением |
|
общения, |
|
|
|
|
выбирать |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
отнестись к ученику как к равному |
|
самосовершенствованию, |
|
образовательную |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
в диалоге и потенциально |
|
|
получению |
|
новых |
|
траекторию, мало |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
будущему коллеге |
|
|
|
навыков. |
|
|
|
|
информированный |
|
о |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
карьерных |
|
|
и |
|
|||||||||||||||
- |
Возможно, выпускник того же |
|
|
|
|
|
|
|
образовательных |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
образовательного учреждения, |
|
|
|
|
|
|
|
перспективах, |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
равнодушный |
|
|
к |
|
||||||||||||||||||
|
член сообщества благодарных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
процессам |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
выпускников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внутри |
школы |
и |
ее |
|
|||||||||||||||
- |
Возможно, родитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
образовательного учреждения. |
|
|
|
|
|
|
|
сообщества. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Возможные варианты программы наставничества «Учитель-ученик»
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Формы взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
Цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
«Активный профессионал – |
Мотивационная |
и |
ценностная |
поддержка |
|
с |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
равнодушный потребитель» |
|
развитием |
коммуникативных, |
творческих, лидерских |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
навыков, |
стимулирование |
идей |
|
саморазвития, |
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
осознанного выбора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
образовательной и карьерной траектории. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
«Коллега – молодой коллега» |
|
Совместная работа по развитию |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
творческого, предпринимательского или социального |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
проекта, в |
процессе |
которой наставляемый делится |
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
свежим видением и креативными идеями, которые |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
могут оказать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
существенную поддержку наставнику, а сам наставник |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
выполняет роль организатора и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
куратора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик» |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
Этапы реализации |
|
|
|
|
|
Мероприятия |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Представление программ наставничества в |
Ученическая конференция. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
форме «Учитель – ученик». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Проводится |
отбор |
наставников |
из |
числа |
Анкетирование. |
|
Использование |
базы |
|
|
||||||||||||||||||||
активных |
и |
опытных |
учителей, |
наставников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
представителей благодарных выпускников. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Обучение наставников. |
|
|
|
Обучение |
|
проводится |
|
куратором |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
программы |
|
наставничества |
при |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
необходимости. Работа с пособиями |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Ментори «Рабочие тетради наставника». |
|
|||||||||||||||||||||||
Проводится отбор учащихся, имеющих |
Анкетирование. |
Листы |
|
опроса. |
|
|||||||||||||||||||||||||
проблемы с учебой, не мотивированных, не |
Использование базы наставляемых. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
умеющих |
строить |
свою |
образовательную |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
траекторию. Либо – учащиеся, с особыми |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
образовательными |
потребности, |
|
не |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
имеющими возможности реализовать себя в |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
рамках школьной программы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Формирование пар, групп. |
|
|
|
Личные встречи или групповая работа в |
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
формате «быстрых встреч». |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Повышение образовательных результатов у |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
наставляемых. |
|
Мотивированны, |
Представление |
бизнес |
– |
плана. |
|
|||||||||||||||||||||||
интегрированы в сообщество. Осознано |
Определение образовательной траектории. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
подходят к выбору профессий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
реализации |
формы |
Анализ |
эффективности |
реализации |
|
||||||||||||||||||||||||
наставничества. |
|
|
|
|
программы. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
Наставник |
получает |
уважаемый |
и |
Поощрение наставляемого на ученической |
|
|||||||||||||||||||||||||
заслуженный статус. |
|
|
|
конференции. Благодарственное письмо на |
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
предприятие или организацию наставника. |
|
|||||||||||||||||||||||
Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как сбор, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементов.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействии наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качество совместной работы пар или групп «наставник-наставляемый».
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
Задачи мониторинга:
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствий условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными участниками программы наставничества.
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предложение о наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник-наставляемый».
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй-по итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияние программ наставничества на всех участников.
Задачи мониторинга:
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводиться ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Приложение № 2
к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Орловской средней общеобразовательной школы №1
от 13 декабря 2021 года №
Положение
о реализации Программы целевой модели наставничества
в МБОУ ОСОШ № 1
Приложение № 3
к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Орловской средней общеобразовательной школы №1
от 13 декабря 2021 года № 683
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества
в МБОУ ОСОШ № 1
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Информирование педагогического сообщества МБОУ ОСОШ № 1 о планируемой реализации программы наставничества |
До 25 декабря 2021 года |
Бабкина Л.Ф. Базурин Ю.С. Климовцова О.В. |
Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества |
До 25 декабря 2021 года |
Бабкина Л.Ф. Базурин Ю.С. Климовцова О.В. |
Информирование обучающихся о планируемой реализации программы наставничества |
До 25 декабря 2021 года |
Классные руководители 5 – 11 классов |
Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы |
До 01февраля 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников |
До 01 февраля 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных. Формирование базы наставляемых |
До 10 февраля 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества |
Февраль 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников |
Февраль 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных |
До 01 февраля 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников |
До 10 февраля 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников |
До 10 февраля 2022 года |
Бабкина Л.Ф. Базурин Ю.С. Климовцова О.В. |
Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) |
Февраль 2022 года |
Бабкина Л.Ф. Базурин Ю.С. Климовцова О.В. |
Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников |
Февраль 2022 года |
Бабкина Л.Ф. Базурин Ю.С. Климовцова О.В. |
Обучение наставников |
Февраль 2022 года |
Бабкина Л.Ф. Базурин Ю.С. Климовцова О.В. |
Организация групповой встречи наставников и наставляемых |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение первой, организационной встречи наставника и наставляемого |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым |
Февраль 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Регулярные встречи наставника и наставляемого |
В течение всего периода |
Педагоги-наставники |
Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества |
Май 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого |
Май 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых |
Май 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества |
Май 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, их родных, представителей организаций партнеров, представителей администрации муниципалитета, представителей иных образовательных организаций и некоммерческих организаций |
Май 2022 года |
Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждение лучших наставников |
Май 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества |
Май 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. Педагоги-наставники |
Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников |
Май 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. Педагоги-наставники |
Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы |
Май 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. Педагоги-наставники |
Публикация результатов программ наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров |
Май 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Классные руководители 5 – 11 классов Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых |
Май 2022 года |
Базурин Ю.С. Климовцова О.В. Дроздова А.Н. Шипилова Р.А. |
Приложение № 4
к приказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Орловской средней общеобразовательной школы №1
от 13 декабря 2021 года № 683
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ
|
ФИО наставляемого |
Контактные данные для связи (данные представителя)
|
Год рождения наставляемого |
Основной запрос наставляемого |
Дата вхождения в программу |
ФИО наставника |
Форма наставничества |
Место работы/ учебы наставника |
Дата завершения программы |
Результаты программы |
Ссылка на кейс/отзыв наставляемого, размещенные на сайте организации |
Отметка о прохождении программ мы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИО наставника |
Контактные данные для связи |
Место работы /учебы наставника |
Основные компетенции наставника |
Важные для программы достижения наставника |
Интересы наставника |
Желаемый возраст наставляемых |
Ресурс времени на программу наставничества |
Дата вхождения в программу |
ФИО наставляемого (наставляемых) |
Форма наставничества |
Место работы/учебы наставляемого |
Дата завершения программы |
Результаты программы |
Ссылка на кейс/отзыв наставника, размещенные на сайте организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|